Программа профилактики правонарушений в Вооруженных Силах

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Приложение 1

к протоколу заседания Координационного

совета военных органов управления и

уголовного преследования Республики Казахстан

от 23 декабря 2015 года

№5

 

 

 

ПРОГРАММА

профилактики правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях

Республики Казахстан на 2016-2018 годы

 

1. Паспорт

 

Наименование программы

Программа профилактики правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских форми­рованиях Республики Казахстан на 2016-2018 годы (далее - Программа).

Основание для разработки

Подпункты 2), 4) статьи 10 Закона от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений»;

протокол от 9 ноября 2015 года №4 заседания Координационного совета военных органов управления и уголовного преследования Республики Казахстан.

Разработчик

Секретариат Координационного совета военных органов управления и уголовного преследования

Республики Казахстан

Сроки (этапы) реализации программы

2016 - 2018 годы

Цель программы

Формирование и обеспечение системной профилактической работы в основных сферах жизнедеятель­ности военных органов.

Координация деятельности заинтересованных государственных органов для обеспечения эффективной профилактики правонарушений в войсках.

Укрепление законности и правопорядка, воинской дисциплины, системы охраны прав и защиты закон­ных интересов личности и государства.

Обеспечение безопасных условий воинской службы.

Формирование единой методической базы профилактической работы в военных органах управления и уголовного преследования.

Формирование и укрепление кадрового потенциала для организации профилактической работы.

Содействие укреплению престижа воинской службы, имиджа защитника Отечества и военной профес­сии в общественном сознании.

Задачи программы

Общая и специальная профилактика правонарушений, совершенных военнослужа­щими, в том числе в общественных местах и на улицах.

Совершенствование правового регулирования процесса профилактической работы.

Расширение сотрудничества с гражданами, общественностью и средствами массовой информации с увеличением сферы информационного влияния.

Совершенствование основ допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи. Формирование качественного допризывного контингента.

 

Источники

и объемы финансирования

В рамках бюджетных программ государственных органов и государственного социального заказа.

Предусматриваемые суммы на 2016 – 2018 годы будут уточняться при формировании республикан­ского бюджета и государственного социального заказа на соответствующий финансовый год.

Ожидаемые результаты

Профилактическая работа в военных органах управления и уголовного преследования продолжит расширять сферу своего воздействия в обеспечении твердой служебно-воинской дисциплины, законности и правопорядка, позволит повысить престиж воинской службы и будет способствовать формиро­ванию положительного имиджа защитника Отечества.

Профилактику правонарушений должны осуществлять все категории военнослужащих в тесном взаимо­действии с заинтересованными государственными органами и общественными организациями.

Конечным результатом улучшения профилактической работы в военных органах станут укрепление воинской дисциплины и правового порядка, обеспечение обороноспособности и безопасности страны. В лице физически оздоровленной, психологически подготовленной и патриотически-воспитанной мо­лодежи современная армия приобретет качественный мобилизационный резерв.

 

2. Введение

 

Настоящая Программа является очередным этапом профилактической работы в армии, осуществляющейся в рамках Программы по про­филактике правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воин­ских формированиях Республики Казахстан на 2013-2015 годы.

Программа основана на анализе результатов реализации программных документов в сфере профилактики правонарушений, современ­ного положения дел в войсках и в обществе, статистических данных о состоянии законности, правопорядка и воинской дисциплины в армии.

В структуру Программы заложены научные подходы к организации про­филактической работы, ее основные направления взаимосвязаны, взаимообу­словлены и дополняют друг друга.

Программа является документом стратегического характера, определяющим принципы и основные направления профилактики правонарушений в армии на среднесрочную перспективу, выступает основанием разработки соответствующих ей ведомственных планов мероприятий с учетом специфики воинской службы, состояния правопорядка и воинской дисциплины.

 

3. Анализ современного состояния профилактической работы

и меры по ее совершенствованию

 

Результаты реализации Программ профилактики правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воин­ских формированиях Республики Казахстан на 2010-2012 годы, 2013-2015 годы подтверждают реальную возможность позитивного влияния на состояние правопорядка профилактическими мерами, осуществляемыми в комплексе и системно.

Принимаемые меры борьбы с преступностью позволяют последовательно снижать количество регистрируемых уголовных правонарушений.

За период реализации Программ удалось сократить преступность в войсках с 901 в 2009 года до 589 в 2014 году.

Сегодня до минимума сведены преступления на почве неуставных взаимоотношений, уклонения от воинской службы, изжиты случаи дезертирств.

Особое внимание уделено вопросам предупреждения суицидов в армии. Данная работа проводилась с привлечением представителей банковского сектора, официального духовенства и психологических служб.

Принятые меры позволили сократить суициды военнослужащих в два раза (с 44 до 21). Сегодня факты доведения до самоубийства в ре­зультате неуставных взаимоотношений практически искоренены.

Одной из эффективных форм профилактической работы в гарнизонах стало взаимодействие военных органов управления и уголовного преследова­ния в рамках проведения межведомственных совещаний.

Отмечается активизация участия в профилактической деятельности женсоветов, которая вносит весомый вклад в предупреждении самоубийств. В этих целях разработаны методические рекомендации по работе жен­ских советов.

Определенная работа проведена по правовой пропаганде. В связи с введением в действие нового уголовного, уголовно-процессу­ального, административного законодательства органами военной прокуратуры, полиции, юридическими подраз­делениями воинских частей и учреждений регулярно проводится праворазъяснительная работа по новым по­ложениям ука­занных законов.

Помимо выездов в войска на официальных сайтах ведомств размещаются разъяснения по наиболее актуальным вопросам, публикуются статьи и выступ­ления в средствах массовой информации.

Проведена работа по созданию Национального военно-патриотического цен­тра на базе здания бывшей Национальной картинной галереи «Ас­тана», включа­ющий в себя военно-исторический музей. Данный центр открыт и функцио­нирует с декабря 2015 года.

Обеспечено участие военных органов в разработке и реализации Концеп­ции государственной молодежной политики до 2020 года. Принято участие в разработке проекта Закона «О государственной моло­дежной политике» от 9 февраля 2015 года № 285-V.

В целях формирования у допризывной молодежи положительного имиджа военной профессии, связанной с защитой государства, организованы и проведены мероприятия «День юнармейца» и «Юный друг пограничника».

 

4. Основные направления Программы профилактики правонарушений

в Вооруженных Силах, других войска и воинских формированиях Республики Казахстан на 2016-2018 годы

 

Оздоровление криминогенной ситуации в армии позволяют сделать вывод о необходимости продолжения профилактической работы в войсках.

В этой связи, на основании поступивших предложений разработана Программа по про­филактике правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воин­ских формированиях Республики Казахстан на 2016-2018 годы, в которой определены основные направления профилактической деятельности на указанный период.

1. ПРОФИЛАКТИКА ГИБЕЛИ И САМОУБИЙСТВ

Нашей общей задачей является недопустимость гибели военнослужащих. Гибель и самоубийство при любых обстоятельствах является чрезвычайным происшествием для армии в целом.

Сегодня можно констатировать, что суициды военнослужащих приобрели более иной характер. Самоубийства, совершаемые на почве не­уставных взаимоотношений, имевшие место в прежних годах, в нынешнее время практически искоренены.

Проведена значительная работа по предупреждению суицидов военнослужащих вследствие сложного матери­ального положения и невозможностью погасить банковские кредиты и займы.

Вместе с тем, причинами совершаемых самоубийств военнослужащих остаются личные, семейно-бытовые проблемы, а также с целью избежать уголовного преследования за совершенное противоправное деяние.

В этих целях принятие дополнительных комплексных мер по предупреждению самоубийств видится в следующем.

В первую очередь, следует расширить практику привлечения представителей официального духовенства, банковского сектора, общественных организаций, женсоветов для встреч с военнослужащими и членами их семей.

Во-вторых, повысить качество и эффективность работы военных психологов. Необходимо продолжить работу по расширению штатов психологических служб военных ведомств и повышению их профессионального уровня.

В-третьих, требуется обратить внимание на факты суицидов, произошедших по причине боязни ответственности за совершенные противоправные действия. Необходимо активизировать правовую пропаганду об ответственности за совершение любых противоправных действий со стороны военнослужащего. При этом следует проводить системную работу по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершений правонарушений.

В-четвертых, особое внимание следует уделить вопросам безопасности при проведении различного рода учений. На этих мероприятиях командиры уделяют большее внимание вопросам подготовки учений и их проведению, нежели безопасности жизни и здоровью военнослужащих. Здесь нужно наладить высокую слаженность действий при проведении учений. Необходимо усилить ответственность командиров и начальников за обеспечение надлежащей техникой и вооружением, правильностью его применения и использования. Определить действия при образовании чрезвычайного происшествия, неблагополучной обстановки, угрожающей жизни и здоровью военнослужащих.       

В-пятых, требуется повысить качество предоставляемых медицинских услуг в военно-медицинских учреждениях. Исключить формализм при прохождении ежегодных медицинских обследований, которые играют важную роль в предупреждении заболеваний, путем ранней ее диагностики. Усилить ответственность медицинских работников за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Обеспечить контроль за поставкой лекарственных средств и медицинского оборудования.

В-шестых, необходимо обеспечить безопасные условия прохождения воинской службы, в обязательном порядке с уполномоченными органами проводить занятия по безопасности труда и противопожарной безопасности, в том числе при чрезвычайной ситуации, обеспечение специальной рабочей одеждой и инвентарем. Исключить факты незаконного использования зданий, сооружений и помещений, в том числе оборудований, техники и машин, не отвечающих установленным требованиям безопасности.        

2. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

Несмотря на принимаемые меры травматизм в войсках не снижается. За 10 месяцев 2015 года учтено 1285 травм (1264 – за аналогичный период 2014 г.).

Наблюдается рост казарменного хулиганства (неуставные взаимоотношения, рукоприкладства), в результате которого за 10 месяцев 2015 года травмировано 114 (79) военнослужащих.

Вышеназванные показатели позволяют прогнозировать неэффективность работы и требуют принятия дополнительных комплексных мер по обеспечению безопасности воинской службы, устранению причин и условий, способствующих травматизму военнослужащих.

Сейчас важно искоренить травматизм, связанный с противоправными действиями военнослужащих. Таких негативных факторов в армии не должно быть. Требуется повышенное внимание к воинскому воспитанию военнослужащих, в особенности впервые призванных на воинскую службу.

Для минимизации травматизма военным органам управления и уголовного преследования необходимо определить следующие цели.

Первое. Требуется активизировать правовую пропаганду о последствиях неуставных взаимоотношений и рукоприкладства. Военнослужащий должен осознавать последствия и неотвратимость наказания за совершение любых противоправных действий.

Второе. Командование должно обеспечить безопасные условия прохождения воинской службы, оснащение и оборудование рабочего места в соответствии с установленными требованиями.

Третье. Повышение уровня знаний по технике безопасности при использовании военной техники, вооружения и др. Зачастую военнослужащие не обладают элементарными требованиями по безопасности, а инструктажи чаще всего проводятся формально.

Четвертое. С учетом увеличения транспортных средств, непосредственное и активное участие в дорожном движении, требует повышения уровня знаний правил дорожного движения военнослужащими.         

Пятое. До настоящего времени в военных ведомствах нет единого подхода в вопросах классификации и порядка учета гибели и травм личного со­става. Отсутствие конкретизации по видам и категориям получения травм и гибели военнослужащих не позволяет обеспечить надлежащую статистику. Военным ведомствам требуется рассмотреть вопрос о разработке и принятии единых для всех военных органов критерий по порядку учета гибели и травматизма военнослужащих. Это обеспечит надлежащий анализ причин и условий травматизма.

 

3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ВОЙСКАХ

Усиление религиозного экстремизма заставляет более внимательно отнестись к этому явлению и постоянно совершенствовать методы превентивной политики для его предотвращения.

Принимаемые на протяжении последних лет своевременные и комплексные профилактические меры позволяют сохранить в войсках ста­бильную обстановку в духе неприятия военнослужащими идей терроризма и экстремизма. Эта работа требует постоянства и комплексного под­хода. Важно не только оградить военнослужащих от зомбигипнотического влияния радикальных религиозных течений, но и обеспечить пони­мание ими всей ответственности за положение дел в этой сфере.

Для противодействия распространению идей экстремизма и терроризма необходимо принять следующие меры.

Первое – следует уделить внимание вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и лиц, впервые поступающих на воинскую службу. Внедрение чувства патриотизма и правового сознания молодого пополнения имеет существенное значение. Требуется применение новых методов и подходов в профилактике любых элементов экстремизма и терроризма в войсках. Ограждение допризывной молодежи и военнослужащих от негативного влияния таких элементов является одной из задач профи­лактической работы.

Второе - проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры военнослужащих. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у военнослужащего чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству. Воспитание у военнослужащего толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.

Третье - совершенствование вопросов досуга и отдыха военнослужащих. Необходимо активнее пропагандировать здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Повышение уровня социальной и материальной защищенности военнослужащих, помощь в трудоустройстве супруг (супругов), разрешение жилищных проблем. 

Четвертое - объектами профилактики также должны оставаться военнослужащие, по роду службы имеющие доступ к оружию, боеприпа­сам и взрывчатым веществам, в особенности, наделенные правами распоряжения ими. Не без внимания должны оставаться лица, выполняющие работы и оказывающие услуги в рам­ках договоров о государственных закупках и трудовых соглашений.

Пятое - необходимо повысить роль наставничества, командиры и начальники должны обладать необходимой информацией о своих подчиненных, не только связанных со службой, но и повседневной жизнью.

Шестое - информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму (выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативных штабов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т.д.).

Седьмое - пропагандистское обеспечение (своевременное доведение объективной информации о результатах деятельности в указанной сфере); идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.).

Восьмое - взаимодействие со СМИ, проведение конференций, слётов, «круглых столов», конкурсов на лучшие материалы антитеррористического характера и т.д.

 

 

4. ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ

В 2015 году принят Закон «О противодействии коррупции». Закон направлен на устранение коррупции в обществе и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также обеспечение национальной безопасности от угроз, вытекающих из проявлений коррупции в государственном аппарате и иных сферах.

Кроме того, в ноябре 2015 года руководителями Генеральной прокуратуры, Комитета национальной безопасности, Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, министерств обороны и внутренних дел подписан меморандум по вопросам противодействия коррупции.

Учитывая, что указанные документы вводятся в действие с 1 января 2016 года, необходимо обеспечить профилактическую работу с учетом основных направлений и приоритетов названных документов.

Помимо этого, необходимо обратить внимание на следующие основные принципы противодействию коррупции.

1) Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. В ходе реализации системы мер по противодействию коррупции государство в период проведения антикоррупционных мероприятий выступает гарантом в вопросах равенства прав и свобод лиц, состоящих в Вооруженных Силах, других войск и воинских формированиях или в трудовых отношениях в соответствии с законодательством, независимо от каких-либо обстоятельств (например, должностного положения лица, в отношении которого проводятся указанные мероприятия, его национальности и др.);

2) Законность. Этот принцип заключается в том, что в войсках военнослужащими и гражданским персоналом должны неукоснительно соблюдаться нормы, содержащиеся в национальных антикоррупционных нормативных правовых актах, а деятельность органов военного управления, воинских частей и формирований должна соответствовать требованиям законодательства;

3) Публичность и открытость деятельности государственных органов. Несмотря на специфику деятельности Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований сведения о фактах проявления коррупции в воинской среде не должны скрываться от общественности и любые лица, заинтересованные в подобной информации не должны иметь каких-либо ограничений при её получении и освещении в СМИ;

4) Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Данный принцип означает, что военнослужащие и гражданский персонал органов военного управления должны быть уверены в неизбежности юридической ответственности за совершение ими противоправных деяний, которые носят коррупционный характер. В этой связи актуальным видится стремление органов уголовного преследования к наказанию лиц, совершивших коррупционные преступления, а также необходимость разработки и применения на практике специальных мер, обеспечивающих своевременное выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности

5) Принятие мер по устранению причин и условий, создаю­щих коррупционные риски и предпосылки для совершения коррупционных правонару­шений. Основной акцент профилактической работы сместить на устранение причин и условий возникновения коррупции в жизнедеятельности воинских учреждений, а не на борьбу с ее последствиями, в том числе на формирование у профилактируемого контингента «нулевой терпимости» к любым проявлениям коррупции.

5. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

Позитивные изменения в борьбе с распространением наркомании среди военнослужащих были достигнуты в рамках реализации в 2009-2010 годы республиканской акции «Наркомании – не место в армии». В рамках этой работы с 2008 года по 2014 год в войсках в шесть раз снизилась наркопреступность (с 20 до 3).

Определенная работа проведена и в ходе Программы профилактики правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях на 2013-2015 годы, при этом профилактический акцент перенесен на стадию призыва. В составы медицинских комиссий включены врачи-наркологи.

Между тем, уголовные правонарушения, связанные с наркотиками в войсках не искоренены (за 11 месяцев 2015 года зарегистрировано 12 уголовных правонарушений), что требует активизации профилактической работы.

Профилактика наркомании должна обеспечиваться комплексом организационных мероприятий, направленных:

на предотвращение проникновения наркотиков в армейскую среду;

предупреждение их распространения среди личного состава;

активное выявление лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;

принятие к ним мер воспитательного, правового, дисциплинарного и медицинского характера.

Профилактические мероприятия должны проводиться в тесном и непосредственном взаимодействии с воспитательной работой по утверждению здорового образа жизни военнослужащих, борьбой за уставной порядок.

Военнослужащие должны знать истинное положение дел с наркоманией, причины ее распространения и тот страшный вред и последствия, которые она причиняет.

В этой работе необходимо широко использовать потенциал медицинских работников.

6. ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Самый большой сегмент людских потерь в Казахстане составляют дорожно-транспортные происшествия, динамика которых отличается нестабильно­стью.

За 11 месяцев 2015 года в Казахстане зарегистрировано 17 283 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в которых погибли 2 235 человек и получили травмы более 22 тысяч человек. При этом, количество ДТП снизилось по сравнению с прошлым годом на 6,7%, количество погибших снизилось на 5,7%, раненых на 6,2%. 

Количество транспортных средств с каждым годом увеличивается. По состоянию на ноябрь 2015 года в Казахстане учтено 4 млн. 483 тысячи автотранспортных средств, их количество увеличилось за последние 7-8 месяцев на 400 тысяч единиц.

Основными причинами ДТП является человеческий фактор, то есть несоблюдение правил дорожного движения.

Следует принять действенные меры по недопущению ДТП с участием военнослужащих и служащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Целевой группой здесь должны стать, в первую очередь, военнослужащие и служащие, управляющие транспортными средствами, в осо­бенности служебным автотранспортом, военной и специальной техникой.

В данной работе помимо сотрудников органов военной автоинспекции предлагается широко использовать общества автолюбителей, организацию проведения занятий и зачетов на знание правил дорожного движения всеми категориями военнослужащих (водителей и пешеходов).   

Другим немаловажным критерием профилактики ДТП является надлежащее состояние автотранспортных средств. Командирам и начальникам автомобильных служб и военной автоинспекции требуется усилить контроль в этом направлении.  

 

 

7. ВОПРОСЫ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Реалии нынешнего времени диктуют новые требования к предупреждению правонарушений. Активная информационная атака и исполь­зование интернет ресурсов деструктивными силами порождают радикальную религию, разжигание межнациональных конфликтов, изменение ценностей жизни. Это особо опасно для молодежи, которая более подтверждена к этим негативным факторам.

Стоит признать недостаточное внимание государственных органов к вопросам допризывной подготовки граждан к воинской службе, военно-патриотического, идеологического воспитания и образования молодежи.

В отдельных случаях вместо высококвалифицированных преподавателей по начальной военной подготовке, этот предмет преподают лица, ранее осужденные за преступления или имеющие судимости.

Органами здравоохранения не обеспечивается надлежащее качество медицинского освидетельствования и профилактики заболеваний призывников. Это напрямую сказывается на ежегодном росте числа граждан, которым в период призывной кампании предоставляются от­срочки, либо они вовсе освобождаются от призыва на воинскую службу в связи с негодностью по состоянию здоровья. Из-за ошибок врачей медицинских призывных комиссий не изжиты случаи необоснованного призыва и возврата из войск уже призванного в войска молодого по­полнения.

Ежегодно каждый четвертый призывник признается негодным к воинской службе, а именно, в 2013 году из 275 тысяч прошедших мед­комиссию около 70 тысяч признано временно либо вовсе негодными, в 2014 году эта цифра составила 60 тысяч при 262 тысячах освидетель­ствованных, а весной 2015 года 30 из 128 тысяч.

Также, ежегодно, в связи с заболеваниями, не связанными с прохождением службы военнослужащие досрочно увольняются со срочной службы. Только в 2014 году их число составило 23, а за 11 месяцев 2015 года - 22.

Разрешение этих вопросов возможно путем повышения уровня правового сознания призывников и военнослужащих. Основы профилак­тики должны исходит в фундаментальности правильной идеологии, повышении чувства патриотизма, ведения здорового образа жизни моло­дого поколения. В этой направлении видится необходимость активного взаимодействия органов военного управления с государственными ор­ганами образования и здравоохранения.  

В рамках реализации Программы требуется провести работу по дальнейшему развитию военно-патриотических и военно-спортивных клубов при воинских частях и учебных заведениях.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реализация указанных основных направлений Программы видится в самостоятельной разработке военными органами управления и уголовного преследования и принятии соответствующих планов мероприятий с учетом специфики воинской службы, состояния правопорядка и воинской дисциплины.  

Отмечается, что перечисленные направления по профилактике правонарушений являются лишь основными, а не исчерпывающими.

Ход реализации Программы, будут систематически анализироваться, с дачей оценки эффективности исполнения мероприятий, предусмотренные указанным документом.